Личный кабинет студента Портфолио студентов Вопрос\Ответ Заочнику Расписания Образовательный портал ВИТИ НИЯУ МИФИ Библиотека ВИТИ НИЯУ МИФИ

Дневник дозиметриста атомного ледокола. Часть I.

Выпускники ВИТИ НИЯУ МИФИ осваивают старые и новые горизонты ГК «Росатом»

Перед каждым выпускником школы стоит нелёгкий выбор образовательного учреждения, которое в конечном итоге определит дальнейшую судьбу. Главные вопросы, волнующие абитуриентов и их родителей, – это качество образования и трудоустройство. При поступлении в ВИТИ НИЯУ МИФИ можно быть абсолютно спокойным: при прилежной учёбе шансы получить достойную путёвку в жизнь есть у каждого, ведь вуз делает со своей стороны всё возможное. Истории наших выпускников – яркое подтверждение этого.

Андрей Матюха – выпускник ВИТИ НИЯУ МИФИ 2019 года (направление подготовки «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг»). Будучи активным студентом, он стал и деятельным бойцом Штаба СО ВИТИ НИЯУ МИФИ: за время учёбы поработал на стройках по стране и за рубежом (на Нововоронежской АЭС-2, Космодроме «Плесецк», ФГУП ПО «МАЯК», РоАЭС и АЭС «Руппур»). Выпускную квалификационную работу защитил на английском языке. Год спустя после получения диплома НИЯУ МИФИ Андрей делится с нами впечатлениями, как сложилась жизнь за этот период.

Запись 1

Мурманск встретил меня хорошо. Признаться, было не страшно ехать за 3500 км, но волнительно. Попавшаяся мне вакансия инженера по радиационной безопасности на сайте «Карьера Росатома» оказалась подходящей: опыт работы не требовался, что для выпускника всегда является плюсом. Я отправил пакет документов, прошёл медкомиссию, и спустя 2 недели я здесь! Как всё же помог мне опыт строительных отрядов, в составе которых я прошёл хорошую школу жизни. Они привили мне качество поиска интересных и необычных мест, ведь бумажная работа не всех радует, и я в этом числе.

Запись 2

Для работы на атомном ледоколе всем работникам судна требуется морское образование, и только инженерам, в числе которых я, достаточно только «атомного» образования при трудоустройстве.  Морские документы для навигации я оформил по прибытии, и  теперь мне предстоит пройти специальный курс начальной подготовки по безопасности мореплавания согласно SOLAS – Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (International Convention for the Safety of Life at Sea).

Запись 3

На освоение СОЛАС отводится 7 рабочих дней. Основным местом моего обучения стал Мурманский филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. За это время я прослушал лекции о безопасном нахождении и работе на судне и оказании медицинской помощи. Самым увлекательным блоком стал ряд практических занятий. Мы участвовали в имитации спуска судна на воду, в термокостюмах погружались в бассейн и забирались из него на судно. Использованию дыхательных аппаратов и пожарных костюмов было посвящено отдельное занятие. Во время имитации пожара мы должны были перемещаться небольшими группами, двигаясь наощупь при плохой видимости. Всё это завершал экзамен на компьютере, состоявший из более чем 50 вопросов. Чтобы доказать освоение программы, нужно было выполнить правильно не менее 80% заданий. Я справился!

Запись 4

После успешной сдачи экзамена я прошёл медосмотр при «Атомфлоте». Меня определили на стажировку на атомный ледокол «Ямал». В длину судно составляет 150 м и может пробивать лёд глубиной 2,5 м. Мне довелось попасть на ремонтные работы для продления ресурса ледокола. Это сродни ППР на АЭС. Теперь предстоит стажировка на судне, прежде чем я смогу занимать более высокую инженерную должность.

Запись 5

На освоение 82 вопросов отводится 45 дней, и тогда можно стать дозиметристом на судне. Пункты включают в себя как теорию, так и понимание, как действует железо, что требует практики. Освоение разделов отмечается в журнале стажировки – это своего рода чек-лист, который подписывают различные ответственные сотрудники судна. Атомный ледокол – специфичное судно, ведь вахты (не смены) на нём есть и днём и ночью. Соответственно, чтобы освоить очередной пункт и засвидетельствовать это в журнале, нужно выйти в нужное время суток. Это очень сложно: пока судно находится в море, вахтенные службы ядерной и машинной установок работают по графику 4 часа работы / 8 часов отдыха.

Запись 6

После успешного завершения стажировки я попал на лихтеровоз «Севморпуть». Этот атомный контейнеровоз – единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой! Кстати, узнал интересный факт: понятия «атомный корабль» не существует. Атомоход, судно – да, а корабли бывают только военные.

Я вступил в должность дозиметриста после того, как «Севморпуть» вернулся из очередной навигации. Кроме меня, в службе радиационной безопасности работает ещё 2 специалиста: инженер-дозиметрист и инженер-химик.

Запись 7

«Севморпуть» впечатляет своими масштабами! Он необычайно огромен: 260 м в длину, 32 м в ширину, борта имеют высоту 18 м. Водоизмещение составляет 62 тыс.т, а грузоподъёмность – 30 тыс.т. На судне есть 6 трюмов: 5 из них большой вместимости, и 1 поменьше – в кормовой части.

(продолжение: http://viti-mephi.ru/news/dnevnik-dozimetrista-atomnogo-ledokola-chast-ii)