Программа инженерной смены «Юниоры AtomSkills»
Дайджест инженерной смены
г. Волгодонск
Участниками инженерной смены являются 80 школьников, зарегистрировавшихся на сайте ВИТИ НИЯУ МИФИ, имеющих академические успехи по направлению проектной деятельности.
Цель проведения инженерной смены:
выявление, развитие и сопровождение талантливых школьников, выполняющих научно-исследовательские или практико-ориентированные проекты инженерной направленности, вовлечение школьников в движение «Юниоры AtomSkills».
Задачи инженерной смены:
– развитие у учащихся творческих способностей и интереса к инженерной деятельности и техническому творчеству;
– популяризация и пропаганда научных знаний в области атомной энергетики;
– предоставление учащимся возможности испытать свой талант в решении инженерных, прикладных научно-технических задач;
– приобретение учащимися опыта командной проектной работы;
– привлечение учёных и практиков, работающих в области атомной энергетики к работе с одарёнными детьми;
– профориентация одарённых детей через выполнение проектных заданий совместно с представителями высшей школы и технологической среды, имеющими опыт успешной организации проектной деятельности школьников и студентов, опыт научной деятельности, а также организаторские и педагогические навыки.
Программа инженерной смены «Юниоры AtomSkills» включает работу по четырем основным и одной дополнительной компетенции, по различным областям инженерной деятельности, востребованной в атомной отрасли:
Компетенция «Технологические системы энергетических объектов»
Работа по компетенции «Технологические системы энергетических объектов» в перспективе направлена на профессиональный рост специалистов по разработке, автоматизации и эксплуатации технологических систем АЭС, обеспечение надежной и безопасной работы АЭС.
По компетенции участникам будет предложено задание по разработке технологической системы, необходимой для обеспечения безопасности АЭС, которое будет реализовано под руководством опытного эксперта.
В процессе выполнения задания по компетенции участникам будут созданы условия для расширения их научно-технического кругозора, формирования и развития интереса к вопросам проектирования и эксплуатации АЭС на уровне основных технологий, сформированы основы для дальнейшего углубления знаний в области атомной энергетики и приобретения первичных навыков проектирования технологических систем. Компетенция полезна, прежде всего, участникам, которые хотят видеть себя в профессии инженера-атомщика.
Компетенция «Web-дизайн и разработка»
Актуальность веб-технологий, позволяющих создавать отечественные интегрируемые цифровые продукты, определила необходимость обучения школьников в рамках данной компетенции.
Работа по компетенции рассчитана, прежде всего, на тех, кто только начинает путь программиста или кто планирует стать профессионалом в области программирования.
Задание в рамках компетенции предполагает разработку сайта информационного центра Ростовской АЭС, который позволит получить полную и достоверную информацию о работе и эксплуатации оборудования станции.
В процессе работы по выполнению заданий будут созданы необходимые условия формирования у школьников целостного представления об этапах разработки информационных многопользовательских систем. Участники изучат инструменты для создания сайтов и информационных систем с веб-доступом, познакомятся с возможностями применения веб-технологий в атомной отрасли. Полученные новые знания и сформированные компетенции позволят определить пути их личного развития в сфере IT.
Компетенция «3D-моделирование и прототипирование»
3D-моделирование – мощный образовательный инструмент, который позволяет привить обучаемому привычку не использовать только готовые модели, а творить самому, участвовать в увлекательных, связанных с жизнью, проектах, охватывающих области науки, технологии, проектирования.
Основная цель данной компетенции – погружение участников в практический процесс 3D-моделирования полного цикла: от эскиза до печати готового изделия (на примере моделирования элементов оборудования, используемых в атомной отрасли).
Итоговое задание предполагает моделирование элементов технологического трубопровода (запорных кранов), используемых на атомной станции. Участники пройдут полный цикл моделирования детали – от эскиза до готового изделия – и получат представление об оборудовании, используемом в работе предприятий АО «Концерн Росэнергоматом». Полученный практический опыт 3D-моделирования и печати позволит им приступить к самостоятельному изучению моделирования с использованием интернет-источников. В перспективе полученные навыки могут использоваться в различных сферах: от дизайна до производства.
Компетенция «Инженерное мышление. Каракури»
Каракури – один из инструментов оптимизации производственной площадки АЭС. Внедрение устройств Каракури в атомной отрасли –составная часть Бережливого производства и внедрения производственной системы Росатома в АО «Концерн Росэнергоатом». Каракури для школьников – один из этапов подготовки будущих инженерных кадров.
Программа направлена на развитие у школьников инженерного мышления, популяризацию и повышение престижа инженерных специальностей, а также подготовку новой инженерной смены – будущих студентов, в перспективе – работников для предприятий отрасли.
Задание по компетенции разработано на основании реальной производственной задачи по оптимизации процесса на участке высоковольтных испытаний и измерений Цеха централизованного ремонта на Ростовской АЭС.
Для участников работа по компетенции дает возможность раскрытия творческого потенциала. Командная работа развивает навыки взаимодействия между участниками и способность аргументировано отстаивать свои идеи по решению проблем с целью воплощения их в устройстве Каракури. Полученные участниками знания и навыки, компетенции помогут в выборе инженерных специальностей при определении дальнейшей траектории обучения.
Компетенция «Культура безопасности»
Формирование, поддержание и развитие культуры безопасности –фундаментальная основа обеспечения безопасности АЭС. Задача организации безопасной работы персонала на всех этапах жизненного цикла атомных станций является приоритетной для АО «Концерн Росэнергоатом», проявляется, в том числе, в постоянном совершенствовании системы охраны труда. Этим обстоятельством определено включение данной компетенции в программу инженерной смены.
Содержание занятий по компетенции «Культура безопасности» с участниками инженерной смены направлено на актуализацию информации о культуре безопасности, основополагающих принципов в области культуры безопасности, идентификацию опасностей и рисков в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности, на формирование правильного алгоритма действий в критических ситуациях. Полученные знания и умения в рамках данной компетенции необходимы участникам как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности.
Участие в инженерной смене «Юниоры AtomSkills» позволяет учащимся погрузиться в мир будущей профессии, получить опыт планирования, разработки и внедрения научной идеи в составе молодежной исследовательской команды, прослушать лекции ведущих специалистов, подготовиться к участию в олимпиадах и конкурсах регионального и федерального уровней.
Кроме обучения в рамках обозначенных компетенций, школьники примут участие в ряде других мероприятий: викторинах, мастер-классах, семинарах, тренингах, дискуссиях, проводимых ведущими специалистами предприятий АО «Концерн Росэнергоатом» и ВИТИ НИЯУ МИФИ.