- Об институте
- Руководство
- Схема проезда
- Административные подразделения
- Административно-хозяйственное управление
- Бухгалтерия
- Здравпункт
- Издательско-полиграфический сектор
- Научно-исследовательский сектор
- Отдел делопроизводства и документооборота
- Отдел информационных технологий
- Отдел охраны труда и пожарной безопасности
- Отдел профориентационной работы и связям с общественностью
- Отдел социально-воспитательной работы
- Планово-финансовое управление
- Приемная комиссия
- Ресурсный центр
- Служба безопасности и правопорядка
- Управление по кадровой политике и управлению персоналом
- Учебно-методический отдел
- Ученый совет
- Центр библиотечного и информационного обеспечения
- Центр довузовской подготовки
- Центр инноваций и перспективного развития
- Центр карьеры
- Юридический отдел
- Центр менеджмента качества
- Штаб ГО ЧС
- Факультеты
- Кафедры
- Техникум
- Противодействие коррупции
- Антикоррупционная экспертиза
- Комиссия по соблюдению ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции и (или) требований об урегулировании конфликта интересов
- Методические материалы
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
- Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
- УМО СПО УГПС 14.00
- Абитуриенту
- Студентам
- Сотрудникам
- Наука
- Школьникам
- ФПКиПК
Стройотряды: для всех и не для каждого
– Валентина Анатольевна, программы «атомных» вузов насыщенны и сложны, но студенты не только находят время для стройотрядов, но и активны на конкурсах, форумах, слётах российского уровня. Чем это движение ценно для них, для отрасли, для страны?
– Студенческие стройотряды всегда были задействованы в решении важных для экономики страны задач. Труд студентов СССР вложен в освоение месторождений, создание промышленных предприятий. Наш родной Волгодонск тоже был ударной молодежной стройкой, на которой трудились тысячи комсомольцев. Хорошо, что эта эстафета после длительного перерыва передана новому поколению. Качества, которые формирует студенческий стройотряд, — сплочённость, дисциплина, способность работать напряженно и преодолевать себя. Это умение выдержать сложные условия — такие, как в Уренгое, или на стройке космодрома Восточный. Это и освоение рабочих специальностей — бетонщика, монтажника и других, и получение навыков работы с документацией. Не все выдерживают это, но за два-три сезона стройотрядов отбираются действительно мотивированные ребята, в том числе потенциальные лидеры. Будущему поколению атомщиков важно понимать масштаб объектов, на которых им предстоит работать. Хотя на АЭС «Аккую» наших ребят поселили практически в «пятизвездочные» условия, им запомнился не комфорт, а размах и напряженность стройки, к которой они приложили свои усилия. Российская молодежь на стройке — это позиционирование нашей страны за рубежом, а для студентов этот опыт — гордость на всю жизнь за страну. Причем важно, что студенты погружены в эту воспитывающую среду не только летом: отряд набирается на весь срок обучения. В течение года, вне летнего сезона, ребята вовлечены в патриотическую, волонтерскую работу, трудятся в детских домах, помогают ветеранам. Это всё — среда для гармоничного развития.
– Вероятно, развития не только личных и коллективных, но и лидерских качеств?
– Да, и не только: также это развитие любознательности, умение находить цели и их достигать. Вот недавний пример. На слёте студенческих отрядов в Москве ребята нашего отряда захотели изучить новый павильон «Атом» на ВДНХ, причем он еще не вошел тогда в нормальный режим работы. Они сами разыскали организаторов, созвонились, обосновали свой интерес, и, несмотря на напряженный график, смогли посетить объект. Иногда молодежь говорит, что им важней всего деньги, но на самом деле они получают и расширение кругозора, и развитие личности. А к нам возвращается не просто специалист-атомщик, но потенциальный управленец, исполнительный и ответственный, и при этом умеющий организовать, поставить задачу, проконтролировать.
– Помогает ли стройотряд в освоении «атомных» компетенций?
– Студенты по некоторым специальностям действительно получают неоценимый опыт — это касается технологов по теплоэнергетике, электроэнергетике и так далее; иногда они даже участвуют в монтаже и наладке оборудования. Это дополняет, но не может заменить нашу производственную практику, которая включена в учебный план и обязательно должна быть пройдена. Стройотряд — это всё-таки особый отбор, преодоление сложностей, проверка личных качеств, а практика обязательна для каждого. Следует понимать, что задачи стройотряда и практики могут быть в чем-то и различны: стройка учит инициативе, а работа на АЭС требует очень консервативного, строгого соблюдения регламентов. Но наш статус ядерного университета — это возможность выбрать себе дорогу, и кто-то выбирает себе дорогу через стройотряд, а кто-то идёт другими путями. Некоторые из наших ребят через стройотряд и «Югэлектромонтаж» попали на АЭС «Аккую», и теперь дистанционно заканчивают шестой курс, проходя преддипломную практику – то есть участие в стройке стало для них основой профессионального пути. А кто-то и без опыта строительных отрядов найдет другой горизонт для себя, и сможет применить полученные навыки в условиях уже существующих АЭС или других предприятий Росатома. В этом смысле опыт строительных отрядов можно и нужно масштабировать, но не нужно делать их обязательными для всех.
– Что можно было бы улучшить, дополнить в работе студенческих стройотрядов?
-Мы видим, что методическая работа, работа по вовлечению в движение построена хорошо: проводятся слёты, конкурсы на сплоченность, мероприятия по обучению. Наши стройотрядовцы постоянно в числе активистов, выигрывают призы. В основном, пожелание — расширять, масштабировать эту работу. Мы видим, что наши четыре отряда — это уже недостаточно, тем более что они не очень многочисленны. Когда стройотрядовцы возводили Волгодонск, площадка принимала отряды численностью по 1000 человек, в течение суток их выводили на работу.
Следует сохранять и развивать воспитательное начало строительных отрядов. Дело не только в том, что стройкам нужны рабочие руки, а в том, что действующие производства, не только в атомной отрасли, нуждаются в потенциальных лидерах, и эти навыки тоже нужно формировать. И для простого работника это важно; один из упреков вузам от производственников — что молодой специалист теряется, попав в трудовой коллектив. Он знает теорию, но не способен действовать, получив стандартный наряд на работы. Поэтому возможности обязательной практики должны дополняться более широким охватом стройотрядовского движения. Интеграция студенческих строительных отрядов и практического обучения на предприятии, умение понимать задачи не поверхностно — это объединяет и деятельность стройотрядов, и практическое обучение.
Добавлю, что для достижения отраслевых стратегических целей, в том числе таких глобальных, как рост выручки от новых бизнесов и продуктов, важно обратить внимание на благоустройство городов присутствия Росатома. Вероятно, здесь тоже есть возможности для приложения усилий студентов. Это может быть не только стройка, и погружение в педагогическую деятельность, другие направления работы — в том числе волонтерские. Всё это возможности для повышения качества жизни в наших городах, для удержания и привлечения той же молодежи. Если будут развиваться территории присутствия, то и отрасль сможет расти активнее. В этом смысле важны такие проекты, как «Территория культуры», «Люди и города» – и деятельность строительных отрядов, если её масштабировать шире, тоже поможет развитию.
Алексей Комольцев