Всероссийский съезд учителей физики

Руководитель ВИТИ НИЯУ МИФИ доктор наук, профессор В.А. Руденко приняла участие в работе Всероссийского съезда учителей физики, который состоялся с 25 по 27 августа в Сириусе.

Мероприятие собрало более 600 участников из 70 регионов страны. 

Еще несколько тысяч преподавателей приняли участие в съездах в режиме онлайн. Это учителя школ и центров дополнительного образования, ректоры и представители российских вузов, члены надзорных органов и департаментов образования, представители индустриальных компаний.

Открывая съезд, первый заместитель руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко сказал: «Сегодня вопрос качества преподавания математики, физики, информатики – это вопрос государственной важности. Мы понимаем, что сегодня идет борьба за суверенитет нашей страны. Но без технологической конкурентоспособности никакого суверенитета не будет. От квалификации, глубины знаний, масштаба амбиций зависит будущее нашей страны. И сейчас по прямому поручению Президента России у нас в стране впервые появились два уникальных нацпроекта – “Молодежь и дети” и “Кадры”, которые посвящены ровно этому – созданию условий для формирования компетенций, знаний, убеждений подрастающего поколения россиян».

Помощник Президента России Андрей Фурсенко отметил, что Всероссийский съезд учителей физики проводится уже в третий раз и это становится доброй традицией.

На площадках съездов обсудили актуальные вопросы образования в области физики, методики преподавания и подготовки к олимпиадам, также проектную деятельность, вопросы цифровизации образовательного процесса, государственной итоговой аттестации и применения искусственного интеллекта в учебе.

Почему физика важна именно сейчас? – с таким докладом на пленарном заседании выступил вчера, в первый день съезда Дмитрий Ливанов, ректор ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт», в котором подчеркнул значимость физики как науки номер один, необходимость системного подхода изучения физики в школе и повышения уровня качества ее преподавания.

В пленарном заседании выступил ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко. «Количество российских школьников, осознанно рассматривающих физические науки и инженерию как свою будущую сферу деятельности, недостаточно для поддержания и развития техносферы нашей страны», -– уверен Владимир Игоревич.

По мнению ректора, чтобы изменить ситуацию, при поступлении на все инженерно-технические направления подготовки должна учитываться сумма ЕГЭ по профильной математике, физике, информатике. Необходимо также формирование сквозной образовательной среды (современные учебники, задачники, видеоуроки, реальные и виртуальные лаборатории, AI-ассистенты) и предоставление вузам права самостоятельно формировать каналы поступления, решать, какие олимпиады и за какие классы принимать как БВИ (без вступительных испытаний). 

«Каждый университет заинтересован в том, чтобы набрать сильных абитуриентов. У вузов достаточно экспертизы и квалификации для того, чтобы определить, по олимпиадам какого уровня набирать студентов, сколько баллов давать за индивидуальные достижения», – не сомневается Владимир Шевченко.

В работе съезда приняла участие Руководитель Волгодонского инженерно-технического института НИЯУ МИФИ, доктор наук, профессор Валентина Руденко. Комментируя задачи вуза в обсуждаемом направлении, Валентина Анатольевна подчеркнула: «Установки головного университета являются определяющими для нашего ВИТИ НИЯУ МИФИ как структурного подразделения ядерного университета – опорного вуза ГК «Росатом», одна из целей которой, и наша в том числе – достижение технологического суверенитета.

В своем докладе на съезде «Региональный инженерно-технический вуз - фундамент системы национальной безопасности» В.А. Руденко рассказала о том, какую работу в этом отношении ведут в Волгодонском инженерно-техническом институте. Поскольку Волгодонск – атомная столица Юга России, ВИТИ НИЯУ МИФИ как региональный вуз по сути является фундаментом, на котором в тесном взаимодействии с образовательными организациями, с промышленными предприятиями, бизнесом и властью выстраиваются отношения, способствующие достижению технологического суверенитета.
Руководитель ВИТИ также поделилась  опытом работы по организации взаимодействия с образовательными организациями – это целый ряд реализованных проектов, которые позволяют говорить о новом инженерном образовании, об инновационной целевой модели «Школа-вуз-техникум-предприятие». В ее докладе были представлены результаты, достигнутые в ходе расширения и углубления профориентационной работы, в том числе использования авторских профориентационных проектов, лучших практик предуниверситарной подготовки и т.д.

В программе съездов - мастер-классы по физическим экспериментам, обсуждение трендов в образовании, тематические секции, круглые столы и выступления экспертов и многое другое.

По итогам работы Съезд одобрил ход реализации плана мероприятий по развитию инженерного образования, утвержденный совместным распоряжением Минобрнауки России и Минпросвещения России, направленных в первую очередь на повышение качества школьного физического образования с целью создания задела для подготовки и воспитания в высших учебных заведениях России высококвалифицированных научных и инженерных кадров, необходимых для обеспечения национального суверенитета страны в сферах критических технологий, опережающего технологического развития.

Одним из основных решений съезда стала настоятельная рекомендация Министерству науки и высшего образования изменить порядок поступления на инженерные специальности:

формировать конкурсную сумму абитуриента из результатов ЕГЭ по математике, физике и информатике.

учитывать русский язык в формате "зачёт-незачёт" с порогом в 50 баллов с возможностью его повышения на усмотрение университетов;

При поступлении на "Педагогическое образование" по профилю "физика":

учитывать обществознание в формате "зачёт-незачёт" с порогом в 50 баллов и правом университетов на его увеличение;

конкурсную сумму баллов формировать из результатов ЕГЭ по математике, физике и русскому языку.