Литвин Наталья Владимировна

Литвин (Мельникова) Наталья Владимировна

Год выпуска: 1996 г.

Специальность: «Микроэлектроника и полупроводниковые приборы»

2017 г.: канд. технических наук, доцент кафедры «Физика» ВИТИ НИЯУ МИФИ

Годы учебы в вузе? Отличное время! Но начать свой рассказ хотелось бы не с года поступления, а как минимум со времени за год до этого: поступлению предшествовала подготовка. Причем не чисто формальная, а осознанная, целенаправленная: еще будучи школьницей, я заочно училась на подготовительных курсах Таганрогского радиотехнического института и, не скрою, в НПИ сначала поступать не собиралась, рассматривала своим будущим альма-матер именно ТРТИ! Хотя параллельно посещала физмат школы в нашем городе, при НПИ – был тогда такой способ подготовки у городских школьников к поступлению в высшие учебные заведения, и те, кто видел себя в будущем в профессии, связанной с физическими науками, учились именно там, осваивали наряду со школьными дисциплинами углубленно математику, физику, информатику. Математика запомнилась больше всего, вел ее Юрий Семенович Сысоев. Очень интересно вел, шли мы  всегда на эти дополнительные уроки с превеликим удовольствием! Итак, Таганрог! Но как раз в то время в НПИ открыли новую специальность – микроэлектронику. Позиционировалась она как специально созданная для активно развивающегося в то время радиозавода в г. Волгодонске. Сходила в приемную комиссию, поинтересовалась, все понравилось, и решила: учиться буду здесь! Группа подобралась достаточно сильная. Учиться было очень интересно. Не поверите, в том, что специальность была новая, существовали  свои преимущества: например, то, что глубинно преподаватели разрабатывали материал именно в ходе учебного процесса, сами заявляли порой, что учатся вместе с нами. Вот такой своего рода эксперимент, и мы – его участники.

Из преподавателей, конечно, в первую очередь вспоминается Панасенко Н.Н. Он до этого работал с третьим курсом и старше, а тут его дисциплину нам поставили – на 1 курс, как говорится, уже не школьникам, но еще и не совсем студентам. Так что на прикладную механику пришлось бросить все силы. Зато по-взрослому: масса новой информации, знания росли в геометрической прогрессии!

Очень благодарна Козоброду В.Н. Конечно, информатика у нас была и в школе, но то, как вел ее Вячеслав Николаевич, не сравнить со школьным курсом. В то время у нас компьютеров дома еще не было, а вуз уже располагал хорошей материальной базой. С 1 курса запомнились еще лекции по физике, читала их Лунина О.Д., физика полупроводников Черновой А.Н. Все поражались: как Алла Николаевна может так все знать по каждому полупроводнику прямо «изнутри». Вспоминается физика твердого тела Аскаряна Т.Г. – очень серьезный уровень. Еще схемотехника Кривина В.В. – это принципы работы всех микросхем. Конечно, Ратушный В.И., нынешний заведующий кафедрой, где работаю сейчас. Виктор Иванович вел тогда у нас материалы и элементы электронной техники, это была что называется основа для всех остальных спецпредметов.

Вобщем, говорить можно еще и еще, учиться было здорово, скучать было некогда. Из той деятельности, что шла плюсом к учебе, вспоминаются годы работы в Горкомземе. Нас тогда человек 5 туда взяли, мы оцифровывали карты города, всю его инфраструктуру.  С 4-х до 10-ти вечера работали, а потом можно было использовать компьютеры в своих целях, например, для подготовки лабораторных. Эти, собственно, и привлекала работа.

С утра учеба, потом работа, а по вечерам, выходным и праздникам – то самое студенческое общение, которое вызывает сейчас самые теплые и добрые воспоминания о студенческих годах. Группа у нас была очень дружная. Это в параллельной в основном учились мальчики, а у нас было 12 девушек. Такой своеобразный костяк группы – мы часто организовывали различные мероприятия, собирались вместе, отмечали все праздники. Причем это не были просто посиделки: мы придумывали сценарии, если, например, к 23 февраля или к 8 марта, то непременно стихи каждому персональные. Хоть 2 строчки, но – каждому. Со многими и по сей день дружим.

Кстати, про наших девочек, помню, преподаватель Шалимов В.Н., говорил не без доли юмора: «Знаю, зачем девчонки сюда пришли. Получат диплом и положат на полочку, а потом спустя годы достанут его, смахнут пыль и скажут мужу: смотри, я такая же, как и ты, умная, с дипломом». Но мы, конечно, не обращали особого внимания на это. Хотя слегка «задевало» такое к нам отношение. Учились мы все-таки очень хорошо, многие девочки отлично.

Жаль только, что к моменту нашего окончания вуза радиозавод практически распался, работу пришлось искать самим. Но – все состоялись. Кому-то, конечно, пришлось еще второе образование получить, кто-то из этой профессии ушел, но то, что мы получили в вузе, несомненно, дало свои результаты.

Значительная часть моей студенческой жизни ассоциируется с научной работой. Преподаватель Шевченко А.Г. отобрал 5 человек (я среди них), которые помогали ему в ведении научно-исследовательской работы. Мы тогда впервые прикоснулись к реально значимой науке, мы выступали на конференциях, делали свои первые публикации. Обучаясь впоследствии в аспирантуре, я работала со своим непосредственным научным руководителем Луниным Л.С. Но Шевченко А.Г. так и продолжал нас курировать, за что ему огромное спасибо. Все, кто у них занимался, так и говорили: Шевченко – наш микрошеф, Лунин – наш макрошеф.

Ну и еще раз о нашей специальности: несмотря на то, что радиозавод, для которого она была создана, к моменту нашего выпуска уже перестал функционировать, просуществовала она довольно долго, вплоть до 2014 года. Наборы всегда были, причем немалые, поступающим на эту специальность приходилось выдерживать конкурс. Именно наш курс, поскольку мы были первыми и поступали школьники с очень хорошей базой, были очень ответственные, активные, энергичные, веселые, оптимистичные, очень общительные. Кстати, на конец обучения у нас на курсе  сформировались 5 студенческих семейных пар. Мы с мужем тоже оформили свои отношения, будучи студентами. Спустя годы, он как-то признался, что обратил на меня внимание, когда пришел сдавать лабы к В.Н. Шалимову, а я тогда у него зачет сдавала.

Сейчас, работая преподавателем, невольно иногда провожу параллели между нами, студентами, и современной молодежью. Конечно, время накладывает свой отпечаток на характеристику нынешнего поколения. В чем-то они не дотягивают до нас, но в чем-то и лучше. Хочется сказать современным студентам одно: учитесь, ребята, не просто ради оценки, пусть это будут настоящие знания, которые помогут вам в дальнейшем занять достойное место в жизни!